О ПРОДУКТЕ
ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
ВНЕДРЕНИЕ
ONLINE КУРСЫ
МЕДИАЛОГ ДЛЯ РЕГИОНОВ
СЕРВИС МОБИМЕД
FAQ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОРУМ
МЕДИАЛОГ НА ПРАКТИКЕ
О КОМПАНИИ
КОНТАКТЫ
  Вход для пользователя  
      
      
 
 
  регистрация
  выслать пароль

Rambler's Top100
Rambler's Top100

ГЛАВНАЯ > ПУБЛИКАЦИИ > Портал для пациентов – новый уровень медицинского сервиса

Портал для пациентов – новый уровень медицинского сервиса

Версия для печати

 

Андрей Борисов, генеральный директор ООО "Пост Модерн Текнолоджи"
Андрей Борейко, директор по маркетингу "Пост Модерн Текнолоджи"

Источник: Врач и информационные технологии, № 5, 2010, С. 33 - 36



Для большинства лечебно-профилактических учреждений в России автоматизация - дело будущего. Но для тех ЛПУ, которые уже освоили комплексную медицинскую информационную систему, логика развития диктует новые решения. Дальнейшее движение возможно как "в глубину", так и вовне - по пути расширения состава участников информационного обмена за пределы отдельного лечебно-профилактического учреждения.

Одной из форм этой экспансии уже сейчас становятся различные портальные решения. В большинстве случаев речь идет о том, чтобы предоставить пациентам возможность записаться на прием к врачу через интернет. Практика показывает, что даже такой минимальный сервис способен заметно изменить показатели посещаемости и состав контингента ЛПУ, прежде всего, за счет работающих пациентов.

Заметим, что в данном случае речь идет о двух весьма ограниченных информационных потоках - ЛПУ показывает пациентам свое расписание и, возможно, информацию о врачах, а обратно получает записи на прием. Скорее всего, относительная техническая и организационная простота данного решения приведет к его широкому распространению в ближайшие годы.

Однако нам представляется, что уже сейчас те ЛПУ, которые имею в своем распоряжении комплексную МИС, могут предоставить пациентам гораздо более широкий спектр возможностей и сервисов, опираясь на ранее созданную программно-техническую базу и новые технологические решения, ставшие доступными совсем недавно.

Ключевой сервис, который ЛПУ с комплексной МИС может обеспечить уже сейчас, это предоставление пациенту доступа к его медицинским записям. Естественно, возникает два вопроса. Первый - вопрос о безопасности. Второй - стоит ли давать пациенту доступ ко всем записям.

Ответ на первый вопрос заключается в сочетании современных средств защиты данных при передаче по внешним сетям и деперсонификации передаваемых данных. В самом деле, нет никакой необходимости хранить данные пациента на специальном портале или в ином внешнем хранилище, когда все они могут и должны находиться в исключительном ведении ЛПУ, как профессионального оператора персональных данных.

Медицинские записи пациента могут транслироваться без каких-либо атрибутов, указывающих на личность пациента. Кроме того, пациент может получить их только на время сессии работы с порталом. В сочетании с продуманными методами аутентификации и криптозащиты это дает уровень безопасности, полностью соответствующий требованиям федерального закона №152.

Таким образом, пациент получает уже доступ не только к расписанию, но и к результатам анализов, к назначениям врача. Окончательное решение о том, в каком объеме и составе предоставлять ему доступ к электронной медицинской карте может оставаться за руководством клиники или за лечащим врачом.

Режим деперсонификации данных открывает и другие возможности. Например, пациент может создать несколько виртуальных (мобильных) медицинских карт в своем личном кабинете на портале - для себя, для супруга или супруги, для родителей. Так он может проявить заботу обо всех членах семьи, организовать консультации и лечение для тех, кто еще не может или уже не может позаботиться об этом сам или, быть может, слишком загружен работой и уделяет мало времени здоровью.

Более широкий двухсторонний обмен информацией между пациентом и клиникой позволяет, в том числе, проводить предварительное анкетирование еще до прихода пациента на прием к врачу. С такой анкетой врач получает дополнительные сведения, картина заболевания становится более полной, а рекомендации - более обоснованными. Добавим к этому виртуальный дневник самонаблюдения пациента с регистрацией давления, пульса и других ключевых показателей, и получим картину, все более приближающуюся к уровню наблюдения в стационаре или санатории.

Развитие интерактивных сервисов позволяет дополнить вышеперечисленные функции такими опциями, как уведомления и напоминания. Пациент настраивает в специальном интерфейсе режим уведомлений с помощью SMS или электронной почты и получает напоминания о предстоящих визитах к врачу, лечебных процедурах и сопутствующих им условиях (правила приема пищи и т.д.), о времени приема лекарств и их дозировке.

Нет нужды подробно останавливаться на тех веб-технологиях, которые хорошо известны большинству пользователей интернета и которые также легко могут быть интегрированы в портал для работы с пациентами: форумы, врачебные блоги, вебинары и т.д.

Новизна в данном случае заключается не в самих инструментах коммуникации, а в их сочетании. Например, пациент открывает удаленный гостевой доступ к своим данным специалисту, а тот выкладывает свои комментарии и соображения пациенту на форуме с тем уровнем открытости для других пользователей, который определяет сам пациент.

Из приведенных примеров ясно, что и перед пациентами и перед клиниками открываются поистине беспрецедентные возможности. Хоть и не для всех и не сразу, но третье тысячелетие все же вступает в свои права. Даже сегодня полный перечень возможностей системы "портал + МИС" может быть шире того, что мы привели в качестве примеров. Мы описали лишь немногие, ключевые сервисы, которые могут быть доступны пациентам через портал, интегрированный с медицинской информационной системой.

После всего сказанного едва ли нужно объяснять чем хорош портал для пациентов. Но есть ли какая-нибудь польза для самих лечебных учреждений? Безусловно, есть. И мы попробуем показать это на ряде примеров. Причем можно говорить о пользе и для государственно-мунициального сектора медицины и для коммерческих клиник.

В секторе бесплатных медицинских услуг портал для пациентов повышает доступность услуг. Он очень удобен, прежде всего, для экономически активных, работающих пациентов. Они могут воспользоваться электронной очередью на прием и прийти к врачу в наиболее удобное для них время. Там, где подобные технологии уже используются, отмечен значительный рост приемов работающих пациентов. При этом нагрузка на врачей, ведущих прием, становится более равномерной.

Помимо роста числа посещений в данном случае можно ожидать еще один, более долгосрочный эффект. Удобство подбора времени приема и своевременность визитов к врачу позволяет рассчитывать на снижение числа хронических заболеваний у наиболее экономически активных пациентов, заболеваний, возникающих зачастую из-за позднего выявления.

Портал дает врачам возможность оперативно получать дополнительную информацию для принятия решений, а также обеспечивает более полную и быструю обратную связь с пациентом. Это снижает риск врачебной ошибки, способствует укреплению репутации отдельных специалистов и клиники в целом.

Немаловажной, особенно для коммерческой медицины, хотя и не только, является имиджевая составляющая. Наличие нового сетевого сервиса может стать серьезным конкурентным преимуществом. Особенно в борьбе за обеспеченных клиентов и за ресурсы страховых компаний. Интегрируя МИС и портальные технологии, любое медучреждение фактически задает новые стандарты обслуживания пациентов.

Благодаря все той же активности пациентов при подготовке визита к врачу, ЛПУ могут сэкономить время специалистов, что открывает новые возможности для оптимизации бизнес-процессов. Иными словами, с помощью портального решения медучреждение полнее реализует потенциал электронной медицинской карты.

Если не ограничивать функции портала только взаимодействием с уже существующими пациентами, а дополнить его информационно-справочными, новостными и другими сервисами, то появляется дополнительное - маркетинговое измерение в его работе. Такая модель является особенно актуальной для коммерческих клиник.

Наиболее значительный маркетинговый эффект может быть достигнут при совместном использовании одного портального сервиса несколькими ЛПУ. Круг потенциальных клиентов медучреждения может существенно расшириться, а клиника получит еще один канал для коммуникации с потенциальными клиентами. Эффективность маркетинговой работы с хорошо сфокусированной и подготовленной аудиторией будет выше, чем эффективность работы через прессу, собственный сайт или через другие сетевые ресурсы.

В этой связи может возникнуть закономерный вопрос: что лучше для клиники - иметь свой собственный портал, или участвовать в более масштабном проекте, где в качестве оператора и разработчика портала выступает сторонняя организация. Такая дилемма возникает чаще всего у крупных, особенно сетевых клиник. Нам представляется, что стратегически более правильным решением для клиники является участие в проекте с одним порталом для большого числа ЛПУ. В пользу такого подхода можно привести достаточно большой список аргументов.

Во-первых, полноценный портал не сможет развивать достаточно широкий набор сервисов на базе одного медучреждения такими же темпами, как на базе многих медучреждений. И в части программных разработок и в части общедоступного информационного наполнения требуются определенные инвестиции. Причем не только прямые и финансовые. Необходимо задействовать время специалистов, которое и без того в дефиците.

Второй аргумент "за" совместное использование портала несколькими клиниками - взрывообразное расширение числа потенциальных клиентов. На первый взгляд может показаться, что совместное использование несколькими клиниками одного портала повышает конкуренцию между ними. Такой риск действительно может иметь место, если ЛПУ, участвующих в проекте, мало, они имеют похожий состав услуг и территориально расположены близко друг от друга. Напротив, при увеличении числа участников, большем разнообразии профильной деятельности и, главное, при добавлении общедоступных (то есть адресованных любому пользователю интернета) информационных и справочных сервисов число потенциальных клиентов каждой клиники растет быстрее, чем при использовании изолированного корпоративного веб-ресурса.

В-третьих, опыт крупнейших сервисных порталов, таких как Google, подсказывает, что на определенном этапе развития участникам проекта может и должен быть предоставлен аналитический сервис, с помощью которого они смогут получать статистику поведения не только своих пациентов, но и других пользователей портала. С помощью встроенной аналитики любое ЛПУ без каких-либо затрат на дорогостоящие маркетинговые исследования сможет получить картину потребительского поведения в здравоохранении. И чем больше клиник примет участие в проекте, тем более достоверной будет эта картина.

Наконец, четвертый важный аргумент связан с возможностью развития платежных и расчетных сервисов. Практика других отраслей показывает, что такие услуги могут успешно развиваться только при должном охвате целевой аудитории. В "общем" портале гораздо более реально быстрое развитие платежных и расчетных сервисов, которые позволят шире использовать безналичные и страховые модели и обеспечить поступление большей части выручки ЛПУ от платных услуг в виде авансовых платежей. Такие сервисы хорошо развиваются только при наличии эффекта масштаба, когда затраты на создание базовых механизмов услуги равномерно распределяются между большим числом участников.

В целом же в отношении портала для пациентов уместно привести аналогию с разработкой медицинской информационной системы. Еще сравнительно недавно можно было встретить руководителей ЛПУ, которые всерьез полагали, что могут разработать комплексную МИС для своей клиники силами штатных сотрудников и, более того, продвигать затем эту разработку на рынке медицинских приложений.

Жизнь показала, что подобные решения не только не смогли занять сколько-нибудь заметное место на рынке МИС, но и редко когда выходили за пределы породившего их учреждения, быстро устаревали, теряли разработчиков, а с ними и базовые знания о принципах работы созданной системы. После чего она не только не может конкурировать на рынке, но становится крайне сложной в сопровождении и поддержке.

Аналогичная судьба может постигнуть и те порталы ЛПУ, которые будут развиваться в отрыве от основных тенденций рынка подобных приложений и сервисов. Возможно, в плане технической сложности портальные решения уступают комплексным МИС и поэтому их создание "с нуля" будет не таким уж тяжелым бременем, особенно для сетевых клиник. Однако, как было показано выше, портал для пациентов представляет собой своего рода сплав информационной системы, поискового сервиса и средства массовой информации. А развитие таких сложных продуктов под силу только профессиональным коллективам.

Возможно, у кого-то из читателей возникнет вопрос: насколько близки все эти перспективы. На это мы можем ответить, что они не просто близки, а уже входят в повседневную практику. В сентябре 2010 года несколько московских клиник заканчивают тестовую эксплуатацию подобного решения - портала MOBIMED.RU, который является одним из компонентов системы ТЕЛЕМЕДИАЛОГ - и переходят к его использованию в режиме промышленной эксплуатации.


MOBIMED - мобильная медицинская карта


Портал для пациентов - новый уровень медицинского сервиса (PDF версия статьи)

PMT 2006-2014